ЦДУМ России посетили представители власти РБВерховный муфтий поздравил Виля Габдуллина с победой на чемпионате мира по кикбоксингуМуфтий Ахмад Бадреддин Хассун: «У себя в Сирии мы ничего не боимся»Исламовед прогнозирует значительное ускорение оттока общин из Совета муфтиев в ЦДУМ РоссииМедведев отмечает вклад ЦДУМ России в развитие отношений России с исламским миромЗапреты на распространение экстремистской исламской литературы работают слабо или имеют противоположный ожидаемому эффект - ПутинПутин называет ислам ярким элементом российского культурного кодаПутин призывает восстановить российскую школу исламского богословияПутин заявляет, что Россия не заинтересована в напряженности между Западом и исламским миромИсламское духовенство должно способствовать социальной адаптации трудовых мигрантов - ПутинМуфтий Таджуддин открыл в Уфе мечетьПатриарх Кирилл надеется на развитие дружественных отношений с Центральным духовным управлением мусульман РоссииОбращение Торжественного собрания, посвященного празднованию 225-летия ЦДУМ РоссииСлово приветствия Верховного муфтия участникам Торжественного собрания, посвященного 225-летию ЦДУМ РоссииВыступление Генерального секретаря Организации исламского сотрудничества Экмеледдина Ихсаноглу на Торжественном собрании, посвященном 225-летию ЦДУМ РоссииВыступление министра по делам Хаджа Королевства Саудовская Аравия Бандара Хаджара на Торжественном собрании, посвященном 225-летию ЦДУМ РоссииВыступление зам.министра по делам религий Турецкой Республики Мехмета Почаджи на Торжественном собрании, посвященном 225-летию ЦДУМ РоссииВыступление представителя РПЦ протоиерея Всеволода Чаплина на Торжественном собрании, посвященном 225-летию ЦДУМ РоссииИнтервью муфтия Сербии Мустафы Юсуфспахич в ходе Торжественного собрания, посвященного празднованию 225-летия ЦДУМ РоссииИнтервью главы Всемирного университета исламских наук и образования Абдель Раззак Абдель-Рахман аль Саади в ходе Торжественного собрания, посвященного 225-летию ЦДУМ РоссииПоздравление Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева с 225-летием ЦДУМ РоссииПоздравление Президента РТ Р.Н.Минниханова с 225-летием ЦДУМ РоссииПоздравление Митрополита Челябинского и Златоустовского Феофана с 225-летием ЦДУМ РоссииПоздравление губернатора ‒ председателя Правительства Ульяновской области С.И.Морозова с 225-летием ЦДУМ РоссииПоздравление генерального директора Государственного Эрмитажа М.Б.Пиотровского с 225-летием ЦДУМ РоссииВыступление директора Института этнологических исследований им.Р.Г.Кузеева А.Б.Юнусовой на научно-практической конференции, посвященной 225-летию ЦДУМ РоссииВыступление Генерального секретаря Всемирной ассамблеи по сближению исламских мазхабов Аятуллы Мухаммадали Тасхири на научно-практической конференции, посвященной 225-летию ЦДУМ РоссииУчастники юбилея ЦДУМ России в Уфе призвали поддерживать традиционный исламВ торжествах по случаю 225-летия ЦДУМ России принял участие Президент РФ В.В.ПутинВыступление Президента РФ В.В.Путина на Торжественном собрании, посвященном 225-летию ЦДУМ РоссииВыступление председателя Координационного центра мусульман Северного Кавказа, муфтия Исмаила Бердиева на Торжественном собрании, посвященном 225-летию ЦДУМ РоссииВыступление Председателя Управления мусульман Кавказа, Шейх-уль-Ислама Аллахшукюра Пашазаде на Торжественном собрании, посвященном 225-летию ЦДУМ РоссииИнтервью Архиепископа Бакиского и Азербайджанского Александра в ходе Торжественного собрания, посвященного 225-летию ЦДУМ РоссииИнтервью Митрополита Челябинского и Златоустовского Владыки Феофана в ходе Торжественного собрания, посвященного 225-летию ЦДУМ РоссииСтенограмма начала встречи Президента РФ В.В.Путина с муфтиями духовных управлений мусульман России в УфеВ Уфе прошла Международная научно-практическая конференция «Ислам и государство в России»Слово председателя РДУМ РБ, муфтия Мухаммада Таджуддинова на научно-практической конференции, посвященной 225-летию ЦДУМ РоссииВыступление Митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона на научно-практической конференции, посвященной 225-летию ЦДУМ РоссииВыступление Председателя ДУМ РБ, муфтия Нурмухамета Нигматуллина на научно-практической конференции, посвященной 225-летию ЦДУМ РоссииПриветственное слово генерального директора ИСЕСКО Абдульазиза ибн Усман аль Тувейджри на научно-практической конференции, посвященной 225-летию ЦДУМ России Обращение Кировского муфтията к 225-летию ЦДУМ РоссииВ Демском районе Уфы открылась мечеть «Мадина»ИКЦ «Килимово» организовал программу для школьников к 225-летию ЦДУМ России2 октября 2013 года в Уфе состоялась пресс-конференция, посвященная предстоящим 225-летию ЦДУМ России и 65-летию Верховного муфтияСтенограмма пресс-конференции в ЦДУМ России 2 октября 2013 годаОренбургское магометанское духовное собрание: 225 лет истории одного компромисса225-летие ЦДУМ России. Здание Магометанского духовного собранияВ честь 225-летия ЦДУМ России будет издана книга о Совете муфтиев РоссииВ Уфе состоялся очередной пленум ЦДУМ РоссииУказ Президента РБ Р.З.Хамитова о подготовки и проведении в Республике Башкортостан празднования 225-летия образования в г.Уфе Духовного Собрания Магометанского законаПутин считает, что 225-летие ЦДУМ России следует отметить на государственном уровне

В северных пределах исламской ойкумены

В северных пределах исламской ойкумены 26.08.2013

К 225-летию Центрального духовного управления мусульман России. Интервью с Шейх-уль-Исламом Талгат Сафа Таджуддином ‒ Верховным муфтием, Председателем ЦДУМ Росии

-Глубокоуважаемый муфтий хазрат, Предстоящий юбилей Центрального духовного управления мусульман России - значимое событие для всей нашей необъятной страны. Два столетия и еще четверть века - достаточно солидный для истории срок. Какой, на Ваш взгляд. была историческая миссия ЦДУМ на протяжении этого времени?

Юбилей центрального духовного управления мусульман России- это, конечно, событие не только для мусульман, это событие для всей страны, для всех людей доброй воли, я бы сказал. Почему? Потому что сейчас, после развала Советского Союза, мы искренне осознаем, что духовная жизнь неотрывна вообще от жизни как таковой. Это стержень. Когда нет этого стержня, очень быстро все ломается и разрушается. Вроде бы коммунистическая идеология ставила очень многие насущные вопросы жизнеустройства ‒ справедливость, забота о человеке, моральный кодекс и т.д. Но стержня – «ради кого и ради чего?» ‒ не было. Именно поэтому и произошло разрушение, распад страны так моментально. И очень быстро с этим смирились и миллионы наших соотечественников. Духовность не только в жизни страны, народов, в жизни каждого человека составляет основу его бытия. С чем эти законы связаны? Вера в Создателя, признание Его, сопоставление своих слов и действий с духовно-нравственными принципами веры укрепляют основы бытия.

Историческая миссия Центрального управления мусульман России в течение более чем двух веков, я думаю, состояла и состоит в консолидации духовной жизни мусульман нашей страны. Почти что пять веков мы живем в едином государстве ‒ в России. Но и до этого мы взаимодействовали с соседями.

Создание Духовного собрания магометанского закона в 1788 году по Указу императрицы Екатерины II означало признание Ислама, мусульман и их веры в жизни российского государства. Потому что прошедшие до создания ОМДС века очень явно и ясно доказывали, что мусульмане являются неотъемлемой частью российского народа. И всей своей историей: защитой о т внешнего врага, в ходе смут и иноземных нашествий, искренним вкладом в развитие и процветание нашей родины ‒ мусульмане нашей страны смогли достичь того состояния , когда они, уже признанные и законом, и государством , устраивали свою духовную жизнь согласно установлениям священного Корана и Сунны, Пророка Мухаммада, Салалаху Галейхи уа Саллям (да благословит его Аллах и приветствует). И поэтому эта историческая миссия заключается, прежде всего, в упорядочении духовной жизни, а значит, и в укреплении мира и согласия между последователями традиционных конфессий нашей страны, составляющими единый российский народ.

-За прошедшие 225 лет ЦДУМ пережил множество этапов: царский режим, Гражданская и Великая Отечественна войны, период советской власти, перестройка и. наконец, - новая демократическая Россия. Что Вы можете сказать о роли традиционного ислама для народа страны?

Все эти этапы очень важны , и без них, даже если мы одно звено проигнорируем, целого не получили бы .Но самое близкое для нас  это то, что сегодня.

Многие думали, что за 70 лет с религией можно покончить. В 1980 году, когда я избирался муфтием, некоторые чиновники в Москве говорили мне: «Наверное, Талгат, Вы будете последним муфтием» Ждали коммунизма, видно. А сейчас в стране уже около ста муфтиев, несмотря на то, что в то время мусульман в Советском Союзе было 70 млн. а сейчас в России около 20 млн. В СССР было тогда всего лишь 4 муфтия .Было полнейшее, на равных условиях, братское сотрудничество с духовными управлениями мусульман Закавказья, Кавказа и Средней Азии в международной деятельности, в приеме гостей, в участии и организации различных конференций, миротворческих миссий. У нас был Отдел международных связей мусульманских организаций СССР в Москве.

Роль традиционного Ислама для народов нашей страны, прежде всего, сегодня в том, что мы все вместе сохранили этот традиционный Ислам. Он испытан в течение веков, помог нашим народам сохраниться и сохранить сам народ, родной язык. Культуру, нашу самобытность, неотделимые по отношению к жизни. Сегодня различных суррогатов Ислама предостаточно, но это ‒ «модифицированный продукт» с какими-то, образно говоря, «вкусовыми добавками», «яркой оберткой», концентратами. А вот содержимое этих «субппродуктов» хромает. Вы понимаете, о чем я говорю. И сегодня у нас псевдоучителей предостаточно. За последние 15‒20 лет со всех сторон пытаются учить, как верить в Бога, как молиться, что правильно, что неправильно.

Истории Ислама более 14 веков. Еще в 9 году Хиджры Пророк Мухаммад, да благословит Его Аллах и приветствует, направил трех своих сподвижников на берег Волги. В Булгары, и с тех пор наши предки через них непосредственно начали принимать Ислам. В 922 году по христианскому летоисчислению (в 310 году Хиджры) наши предки древние булгары на Урале и в Поволжье официально и добровольно приняли Ислам как государственную религию. Некоторые говорят: мы не понимаем, что такое традиционный Ислам. Все очень просто: это то, что выдержало испытания веками. Именно на этой основе наши предки нашли тот золотой стержень понимания со всеми народами, последователями традиционных конфессий нашей страны. Первейший принцип был: «Всех, кроме себя. Считать святыми». Менталитет народов и наций России за эти годы стал так близок, похож друг на друга. Почему? Потому что так нас свел воедино Всевышний, а сосед ‒ это все равно, что брат. И роль традиционного Ислама раньше, сегодня и в будущей жизни в нашей стране велика. чтобы не сползти на путь фанатизма, радикализма. Основа ее, как учил пророк Мухаммад, да благословит Его Аллах и приветствует, и все посланники Божии: «Ни один из Вас не станет настоящим верующим, пока не будет желать другим то же, что желает и для себя»

-Большую часть ХХ века в стране велась антирелигиозная пропаганда, зачастую это был агрессивный, воинствующий атеизм. Так, за 10-15 пет число мечетей сократилось только в Башкортостане в 200 (!) раз. Тем не менее, в народе вера не умерла, чему подтверждением ее пышное возрождение сегодня. Что питало эту веру в то непростое время?

До 1917 года по нашему духовному управлению было более 7 тысяч мечетей. За 10 лет- с 1917 по 1928 год было построено еще более 7000 мечетей. Все это благодаря свободе вероисповедания, предоставленной в 20-е годы. Известно обращение Ленина к мусульманам, народам Востока: «Устраивайте свою духовную, национальную жизнь согласно вашим верованиям» И действительно, в 20-е годы даже в государственных школах преподавалась религия. Пережили Гражданскую войну и тысячи мечетей построили. А сколько храмов других конфессий?! И вдруг в 30-е годы только по Башкортостану более 2 тысяч, а по стране более 60 тысяч служителей Ислама были репрессированы, а весь состав президиума Центрального духовного управления был арестован и расстрелян. Более 14 тысяч мечетей и десятки тысяч храмов других конфессий было разрушено. В 80-м году, когда я был избран, в Башкортостане было всего 16 мечетей. В Ишимбае мечеть построили солдаты. фронтовики, которые поклялись еще в годы войны : если живы-здоровы вернемся, то обязательно в Ишимбае построим мечеть. И они сдержали клятву, в 1947 году построили небольшую мечеть, она и сейчас действует.

А сегодня мы видим, что за 15-20 лет только в Башкортостане построено более 1100 мечетей. О чем это говорит? О том, что вера не угасла. И вера не заключается в храмах, в деревянных или каменных зданиях. Вера‒ в сердцах людей, она питала любовь к своим детям , прежде всего, матерей и бабушек, родителей, которые из века в век передавали веру. И они видели, как разрушаются эти храмы, ведь мечети не строились за счет бюджета государства. На кровные, на народную копейку в каждой деревне и мечеть строилась, и медресе, и дети обучались. Это не забылось. И чем больше пружина сжимается , тем больше ответная реакция. Вот это и сыграло свою роль.

Я хочу сказать: огромная роль в возрождении веры в том , что наши предки приняли ее добровольно. Никакого насилия , принуждения в принятии Ислама не было. Так же, как и у наших православных соотечественников, которые сейчас с огромным воодушевлением отмечают 1025-летие принятия христианства на Руси. О возрождении веры говорит тот факт, что в возведении мечетей и храмов участвуют, стар и млад, бизнесмены, они воздвигаются всем народом, органы власти оказывают всяческое содействие.

В соответствии со статьей 14 Конституции нашей страны, «Российская Федерация ‒ светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Однако в мире немало теократических или клерикальных государств, где религия и впасть практически неразделимы. В РФ государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов власти, но, с другой стороны. Религия по определению выполняет часть государственных функций, например, в воспитании нравственности и морали. В этом контексте и мечеть, и церковь, и синагога могут претендовать на государственную поддержку?

Еще раз приведу цифры: в СССР было 70 млн. мусульман, а мечетей чуть более 300. Разрушены были тысячи и тысячи мечетей, православных храмов, синагог, дацанов! Справедливость должна быть восстановлена. И сегодня, слава Богу, государством выделяются земли под строительство храмов, мечетей, церквей, средства на образовательные программы. У нас более 70 лет не было вообще мусульманского образования, всего 50 студентов в Бухаре обучались. То есть пропорции были·такими: по одному обучаемому священнослужителю на 1 млн. мусульман, или даже меньше. Сейчас существует 7 российских исламских университетов, но и они еще на стации становления. Определены и вузы-партнеры, для каждого региона. У нас в Уфе уже с 1989 года работает первое, духовное образовательное учреждение ‒ Российский исламский университет центрального духовного управления мусульман России. Более 700 студентов учатся на очном, заочном и вечернем отделениях, приезжают к нам со всех регионов страны. Определен вуз‒партнер ‒ Башкирский педагогический государственный университет имени Мифтахетдина Акмуллы. Государство, таким образом оказывает помощь, но оно не перестает быть при этом светским!

Сегодня по обращению традиционных конфессий нашей страны - Межрелигиозного Совета России ‒ руководству государства поставлен вопрос о введении в общеобразовательной школе уроков по основам культуры традиционных конфессий РФ. Такие уроки необходимы. Родителям попросту некогда заниматься этим, они находятся в каждодневной гонке за хлебом насущным. Как предрекал пророк Мухаммад, да благословит Его Аллах и приветствует, «их век очень быстрый‒ один год пройдет как месяц, а месяц как неделя, а неделя как день, а день как час». А кто будет учить детей нравственности, морали, традициям? Об этом могут, доходчиво, с любовью и лаской, с искренним сердцем говорить представители, духовенства. Это абсолютно не нарушает светскости государства.

-В одном из священных хадисов сказано: «Приобретайте знания от колыбели до могилы". Ислам приветствует образование, обучение. Что же касается собственно исламского образования, известно, что в начале 80-х Вы мечтали, чтобы достойное обучение получили хотя бы 40 богословов. Как сегодня обстоят дела в сфере исламского образования?

У нас по ЦДУМ тогда было всего 94 мечети, но везде были пожилые имамы , молодежи вообще не было. С 1980 года мы смогли направить на учебу, десятки студентов, а добиваться этого пришлось в Москве. И потом, когда подошли годы перестройки, у нас было уже достаточно новых подготовленных богословов.

Много внимания со стороны государства ныне уделяется сфере исламского образования, потому что в 90-е годы эта сфера не получала никакой поддержки ни со стороны государства, ни со стороны местных органов власти. Такое время было - на самотек все это шло. Между тем, в те годы активизировалось проникновение нетрадиционных течений , радикализма не только у мусульман, а во всей религиозной жизни, ничем не прикрытое абсолютно. Мы это предостаточно видели не только в нашей стране, но и во всем мире. И поэтому сегодня государство уделяет образовательному процессу в русле традиционного Ислама огромное внимание, предоставляется необходимая помощь и содействие. Образования «Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования». Но в предстоящие 15-20 лет мы, несомненно, еще будем нуждаться в государственной поддержке исламского образования, которое переходит сегодня в целостную систему: разрабатываются единые программы, учебники.

-Все мы помним. Как в начале 90-х годов наблюдался процесс раскола в мусульманском духовенстве России, начали создаваться многочисленные муфтияты, претендующие на самостоятельность. Впрочем, этот раскоп был скорее следствием амбиций некоторых мусульманских лидеров, нежели отражением стремлений самих прихожан. Прошло достаточно много времени, как можно охарактеризовать сегодняшние взаимоотношения российских муфтиев?

В 90-е годы мы наблюдали не просто процессы раскола в мусульманском духовенстве России духовенства как такового не было. Только мизерная часть была. Если в стране было чуть более 300 мечетей, то, о каком мусульманском духовенстве России могла тогда идти речь? С того времени, как открыли духовное учебное заведение в Бухаре в 40-х годах, и до 80-го года от ЦДУМ России обучались всего девять человек, а закончили всего четверо.

Этот раскол на самом деле был инсценирован изза рубежа и стал продолжением тех волн и ураганов, которые были направлены на раскол страны, на ее разъединение. Чему в немалой степени способствовало и несовершенство Российского законодательства о свободе совести. Это уже явно, в то время мы чувствовали и знали, что так делается, а сейчас это уже полностью ясно и понятно. Если бы эти муфтияты создавались и были самостоятельными, это еще пол беды. В конце 90-х годов мы в Центральном управлении мусульман России заявили: хорошо, конфликты есть, противостояния есть, расколы есть, но мы не будем в этом участвовать, если эти расколы просто из-за того, что различные мнения. У нас полнейшая свобода мнений, если мы с чистым сердцем проводим свою деятельность, то, несомненно, выйдем на единую дорогу, на прямой путь. Никаких осуждений, противостояний. Таково было заявление президиума, которого мы придерживались в эти последние 15 лет. Но, как показывает действительность, вновь созданные за эти 20 лет параллельные структуры не были самостоятельны в своей деятельности. «Направлялись» кем-то, скажем так. Без какого-либо финансирования со стороны, без этой поддержки не могли за 3 дня или за месяц зарегистрировать подобную параллельную структуру. Абсолютно. Некоторые создавались так быстро, как будто пирожки пекли: различные ассоциации мечетей России, всероссийский муфтият и прочее, и прочее.

Но расколов и противостояний между основной частью мусульманского духовенства, которого за последние 15-20 лет стало гораздо больше, и в особенности между прихожанами нет и не может быть. Подавляющее большинство мусульман России придерживаются традиционного Ислама. Для нас чужды и экстремизм, и терроризм. Менталитет мусульман России таков, что подобные «новые веяния» не воспринимаются абсолютно, они неприемлемы и согласно принципам ислама. Пророк Муххамад, да благословит Его Аллах и приветствует, сказал: «Мусульманин тот, от рук и языка которого никто не видит вреда». Это первейший принцип, и он выражает суть Ислама. И если ты не признаешь право других, то кто признает твое собственное право?

Четыре года подряд в Казани проходит форум имамов, и на последнем форуме более 700 имамов со всех регионов нашей необъятной страны пришли к такому решению: нужна консолидация, «нет» раздорам и конфликтам, все муфтии или их представители должны периодически собираться в Булгарах, обсуждать проблемы и приходить к единому мнению на основе норм Корана, единого традиционного Ислама. Ведь сейчас в некоторых регионах дошло до того, что на 50-60 мусульманских общин в области приходится 5-6 муфтиятов. В Свердловской области 6 муфтиятов, в Пензенской – 5. Курам на смех, не только людям! Это само собой так получилось? Или целенаправленно? Кто поймет? В подавляющем большинстве у представителей духовенства, у прихожан и у людей, которые близки к духовно-нравственному возрождению, мнение одно: конфликты и противостояния ни к чему хорошему не приведут. И тем более, действия некоторых экстремистов, представителей радикальных течений наносят огромный вред прежде всего нашей духовной жизни, самим мусульманам, братскому диалогу, взаимопониманию между последователями традиционных конфессий нашей страны, миру и согласию между народами нашей великой державы, наконец. Поэтому альтернативы консолидации и восстановлению единства нет.

-Известно, что Ислам на территории нашей страны принят в начале Х века, а спустя некоторое время было принято христианство. Однако наши две основные конфессии близки не только по историческим аналогиям, но и по сути, например, по проповедованию традиционных человеческих ценностей. Каковы взаимодействия Центрального духовного управления мусульман России с православием и другими традиционными конфессиями страны?

Несомненно, в традиционных конфессиях от взаимоотношений между их лидерами и последователями очень многое зависит, и эти отношения строились веками. Центральное духовное управление мусульман России дорожит братскими взаимоотношениями с традиционными конфессиями нашей страны, с их религиозными центрами, прежде всего с Русской православной церковью. Эти отношения – прочное сотрудничество, взаимопонимание и поддержка всех добрых инициатив по сохранению мира и стабильности в стране и обществе – не выдумка сегодняшнего дня, не дань моде. Они существовали даже при царском режиме до1917 года. В царской армии были полковые священники традиционных конфессий нашей страны, в том числе и полковые муллы, имамы. Уже в то время наши священнослужители сотрудничали, защищая Отечество. А сегодня общее «поле битвы» – это защита наших детей, нашей молодежи от пьянства, наркотиков, аморального поведения. Это также тревожит сердца всех священников традиционных религий. И иудаизм, и христианство, и Ислам мы воспринимаем как продолжение одной и той же традиции. Один из постулатов Ислама звучит так: «Мы посланники Божии, дети разных матерей, но вера у нас одна». Для братского сотрудничества нет никакого запрета. Центральное духовное управление является также членом Межрелигиозного Совета России, которое возглавляет Его Святейшество Патриарх Кирилл. И иудейские, и буддийские организации тоже входят в него. Проблемы, которые возникают в нашей повседневной жизни, религиозными организациями обсуждаются на его заседаниях и представляются органам государственной власти.

-Если вернуться в глубь веков один из самых примечательных  эпизодов  взаимоотношений Ислама и властей в российском государстве это ‒ знаменитые письма-сигналы башкирского муллы Батырши к императрице Елизавете, в которых он требовал  предоставление мусульманской религиозной свободы, прекращения насильственной христианизации. В не малой степени благодаря этим обращения  уже другая Императрица II издала указ о веротерпимости, а затем и об учреждении ОМДС. Если следовать этой аналогии, есть ли у Вас какие либо поводы посылать сигналы нынешним российским властям?

Сигналы разные бывают. Прежде всего, это сигнал SOS – «спасите наши души». Но кому мы его будем адресовать? В первую очередь Всевышнему, Господу нашему Создателю, который вдохнул в нас жизнь. Во времена Батырши совершенно другая была ситуация, сегодня у нас есть все возможности полностью доводить наши чаяния, наши проблемы до органов государственной власти и на местах, и на федеральном уровне. Это принципиально есть, слава Богу! Доказательством тому – строящиеся храмы, мечети, поддержка духовного образования. Несмотря на то, что многие религиозные институты были в советский период разрушены, Советы по делам религии при правительстве и в Башкортостане, и в Татарстане были сохранены. А сегодня Башкортостан в этом смысле уже является примером: Совет по делам религии преобразован в Совет по государственномежконфессиональным отношениям при Президенте Республики Башкортостан, а это самый высокий уровень. В каждом районе Башкортостана одному из

заместителей главы района поручена сфера отношений между конфессиями и межнациональных отношений, работают соответствующие советы на муниципальном уровне. И сейчас это по всему Приволжскому федеральному округу претворяется в жизнь, чтобы не пускать дело на самотек. Здесь нужна не только забота самих традиционных конфессий, но и бдительность государства, иначе ситуацией попытаются воспользоваться различные зарубежные центры и службы. Это на самом деле вопросы безопасности государства, межнационального и межконфессионального мира и согласия. У нас происходят встречи с высшим руководством государства, по знаменательным событиям, во время праздников Президент и глава правительства, руководители регионов страны посещают наши храмы, мечети, встречаются с духовенством. В этой обстановке мы обсуждаем вопросы, которые, несомненно, находят свое решение. То есть я хотел сказать, что наш сигнал услышан. И Президент России В.В. Путин, и Президент РБ Р.З. Хамитов заявили, что юбилей Центрального духовного управления мусульман России должен отмечаться на общегосударственном уровне. Мы с искренней благодарностью воспринимаем внимание государства к духовно-нравственному возрождению нашей страны и поддержку старейшего духовного центра мусульман России, в особенности в свете тех событий, которые происходят в исламском и арабском мире сегодня. Некоторые хотят Россию представить как врага ислама и мусульман, а во многих мусульманских и арабских странах такого доброго и внимательного отношения, поддержки со стороны государства к Исламу и мусульманам, как в России, еще нет.

-Есть ислам арабских стран, который считается более строгим и где то фанатичным. В сравнении с ним российский ислам характеризуется как более толерантный и терпимым. Вы согласны с таким мнением

чтобы не пускать дело на самотек. Здесь нужна не только забота самих традиционных конфессий, но и бдительность государства, иначе ситуацией попытаются воспользоваться различные зарубежные центры и службы. Это на самом деле вопросы безопасности государства, межнационального и межконфессионального мира и согласия. У нас происходят встречи с высшим руководством государства, по знаменательным событиям, во время праздников Президент и глава правительства, руководители регионов страны посещают наши храмы, мечети, встречаются с духовенством. В этой обстановке мы обсуждаем вопросы, которые, несомненно, находят свое решение. То есть я хотел сказать, что наш сигнал услышан. И Президент России В.В. Путин, и Президент РБ Р.З. Хамитов заявили, что юбилей Центрального духовного управления мусульман России должен отмечаться на общегосударственном уровне. Мы с искренней благодарностью воспринимаем внимание государства к духовно-нравственному возрождению нашей страны и поддержку старейшего духовного центра мусульман России, в особенности в свете тех событий, которые происходят в исламском и арабском мире сегодня. Некоторые хотят Россию представить как врага ислама и мусульман, а во многих мусульманских и арабских странах такого доброго и внимательного отношения, поддержки со стороны государства к Исламу и мусульманам, как в России, еще нет. развиваться? Разве Богу это безразлично? Не может быть. Нормальный родитель, если он не наркоман, не пропойца, заботится о своем дитя, не говоря уже о животных, о курице, которая над своим цыпленком каждую секунду кудахчет. А Создатель? Разве он не заботится о нас, о мире среди нас? Именно поэтому вера, религия – это прежде всего взаимоотношения людей друг с другом. Национализм, когда противопоставляют свою нацию, свою религию другим народам и презирают другие народы, перед Всевышним наибольший грех. А религия направлена как раз на то, чтобы между всеми народами укрепить братские отношения как в одной семье.

Пророк Мухаммад, да благословит Его Аллах и приветствует, говорил: «Нет превосходства араба над неарабами и неараба над арабами. Все люди перед богом равны, как зубья одного гребешка

Взаимоотношения между людьми на протяжении веков строились на вере в Бога. Он Абсолют, Он Создатель, Он дает пропитание, Он дает жизнь, и Он же из этого мира забирает. Вера татарской, арабской или азербайджанской быть не может, это традиция, которая веками складывалась в истории человечества, она неизменна. То, что было белым тысячу лет назад, и сегодня белое. А не так: подкрасили фасад, и вот вам – новая религия.

Сейчас парламенты некоторых государств решают – законна однополая семья, законно усыновление однополыми семьями детей. Они и детей не хотят иметь, им нужно просто побаловаться. И это возводится в степень закона государства. Это кощунственно по отношению к основам самой жизни, к самому человеку, это кощунственно перед Богом.

-В России такого не будет?

Даст Бог, не будет. Наши православные братья называют нашу Родину Святой Русью, Родина для каждого человека свята. И поэтому основы духовно нравственных принципов в России, слава Богу, не осквернены, несмотря на семьдесят с лишним лет насаждения в нашем государстве атеизма. У нас такого, что творится в некоторых европейских странах, не должно быть.

-Глубокоуважаемый  Муфтий Хазрат, Вы возглавляете Центральное духовное управление мусульман России уже 33 года. У вас было 11 предшественников  на этом высоком посту. Деятельность каких муфтиев Вы могли бы особо отметить?

До 1917 года каждый из муфтиев по мере сил вносил свой вклад. Сейчас очень многие аналитики и ученые-востоковеды, исламоведы говорят, что они тогда выступали инструментом государства, и прочее. А само государство – инструмент кого? Народа. А народ – инструмент кого? Бога. В Коране мы читаем: «Повинуйтесь Богу и Его посланнику и власть предержащим из Вас». Наши бабушки и дедушки, наши предки как азбуку знали: Бог – царь – отец. Вот это вертикаль. Если эта вертикаль есть, все в этом мире в порядке. Если она перевернута или местами поставлена по-другому, если вместо Бога, царя или отца – бутылка, или рубль, или доллар, то никакого порядка в этом мире не будет. Тот, кто вместо Бога или царя ставит бутылку (наркотики, доллары), он вроде живет, а на самом деле – нет. Видимо, про такого говорят: «Без царя в голове».

Поэтому я всех муфтиев хочу отметить, каждый из них служил столько, сколько позволил Всевышний. Но старались все.

-Приближается значимая дата – 225-летие ОМДС-ЦДУМ, это событие будет отмечаться во всероссийском масштабе. Что бы хотели пожелать мусульманам и всем жителям страны в канун этого праздника?

Прежде всего я бы хотел пожелать всем нашим гостям доброго здоровья и самых добрых и приятных впечатлений от участия в этих юбилейных торжествах. Они проводятся не для галочки, а в знак благодарения Богу и действительности сегодняшнего дня, когда духовнонравственному возрождению не только ислама, но и всего общества государством на федеральном уровне, в регионах и у нас в Башкортостане уделяется огромное внимание. И мы должны быть благодарны и Богу, и людям, которые трудятся на этом благородном поприще. Пророк Мухаммад, да благословит Его Аллах и приветствует, говорил: «Не будет благодарным Богу тот, который не благодарен людям». Сегодня есть все условия для развития нашей духовной жизни, образования,

для строительства храмов, мечетей, устройства нашей личной и семейной жизни на принципах наших традиционных конфессий, и Ислама в том числе, и поэтому эта встреча, надеемся, принесет еще больше удовлетворения, радости, надежды всем правоверным мусульманам нашей великой России в духовно-нравственном возрождении жизни и придаст новый импульс всем нашим соотечественникам в благословенном служении во благо веры и Отчизны ради счастья наших детей и внуков и, дай Бог Всемогущий, в мире и счастье ради грядущих поколений. Добрых успехов и помощи Всевышнего в этой благородной деятельности всем нам, мира и спокойствия, счастья этого и вечного мира от всего сердца желаю.

-Огромное Вам спасибо!                                                                             Наиль Аширов

 



В северных пределах исламской ойкумены В северных пределах исламской ойкумены В северных пределах исламской ойкумены В северных пределах исламской ойкумены В северных пределах исламской ойкумены В северных пределах исламской ойкумены

Возврат к списку






Версия для ПК