Новые перспективы образовательной деятельности имамов

Новые перспективы образовательной деятельности имамов 22.11.2012

Делегация имамов ЦДУМ России приняла участие в работе научно-практического семинара, организованного Советом по государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте Республики Башкортостан совместно с БГПУ им.М.Акмуллы и РИУ ЦДУМ России. Обсуждение темы: «Формирование миротворческой среды» проходило в разрезе патриотического воспитания молодого поколения посредством начального религиозного  образования.

Мероприятие стало началом научной работы по подготовке учителей воскресных школ – мектебов. Программа рассчитана на два года и включает в себя азы педагогики дошкольного и школьного образования. Были представлены три возможных варианта образовательной деятельности имамов. Первый – воскресные школы на базе местной религиозной организации. Второй – самостоятельные юридические организации (при обязательном наличии лицензии на образовательную деятельность Министерства образования), где учредителем может выступить опять же махалля. Третий вариант – создание централизованными духовными управлениями среднеспециальных и высших религиозных учебных заведений. Социальным значением мектебов является не только религиозное образование, но и духовно-нравственное воспитание детей, создание военно-патриотических, спортивных кружков. Преподаватель экспериментальных уроков «духовно-нравственное воспитание школьников» Рамзия Сафина представила свой вариант программы обучения детей основам ислама в приходских школах, как образец создания единой учебной программы.

Говоря о путях формирования миротворческой среды, имам-мухтасиб Белебеевского района Фархат-хазрат Хамитов подчеркнул: «Воспитание и обучение детей должны носить семейно-школьный характер, причем роль семьи должна быть главенствующей. Было бы результативней, если бы сама программа воспитания и обучения детей основывалась на фундаменте, согласно которому каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы стать полноправным членом своего этнического народа и гражданского общества… Именно семья несет и должна нести основную нагрузку в формировании личности, усвоении ребенком традиций своего народа и добрососедских отношений». Он напомнил собравшимся о тех древних пластах народной педагогики в форме различных видов устного народного творчества: песен, сказок, легенд, былин, поговорок.

Было подчеркнуто, что  ведущее влияние на воспитании оказывает мать, поэтому реализация задач данной темы на практике потребует формирование курсов семейной педагогики. В частности, с использованием опыта бабушек и дедушек, как в былые времена. Естественно, в первое время в освоении данного вопроса семейной педагогики потребуется помощь средств массовой информации, государства.

Религиозная потребность в поклонении Богу изначально глубоко заложена в душе каждого человека, однако, выбор является результатом воспитания в семье. Западная культура призывает современного человека к свободе выбора. К сожалению, такой подход часто приводит к деградации. Выход из невежественного состояния известен давно – религиозное воспитание с младенческих лет.

В рамках заявленной темы Фархат-хазрат, имеющий большой опыт религиозно-воспитательной работы с детьми, выдвинул ряд предложений; в частности, повысить требовательность к СМИ по части разборчивости и здравомыслия при распространении  новостей на духовные темы, обратить внимание государства на материально-финансовое обеспечение религиозных деятелей, особенно в низовых структурах, осуществить перевод на русский язык трудов татарских и башкирских ученых дореволюционной России о воспитании. Например, Каюма Насыри, Ризаэтдина Фахретдина. Особенно публикаций о роли в воспитании человека матери.

В программе семинара было много выступлений: проректора РИУ ЦДУМ России Рифа Якупова, проректора по учебной работе БГПУ Алмаза Мустаева, директора центра «Развитие мусульманского образования» Валерия Хазиева, советника председателя Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте РБ Илюса Ахатова, научного сотрудника отдела этнополитологии Института гуманитарных исследований РБ Руслана Карамышева.


Возврат к списку






Версия для ПК