Седьмой российский муфтий Галимджан Баруди

Седьмой российский муфтий Галимджан Баруди

2 февраля 1857 г. – Родился Галиев (Баруди – псевдоним), Галимджан Мухаметзянович в д. Малые Ковали Ковалинской волости Казанской губернии.

1860 г. Отец, Мухаметзян Галиев, перевозит жену и сына к себе в Пороховую слободу г.Казани. «Порох» по-арабски – «баруд», отсюда и прозвище-псевдоним аль-Баруди. Спустя год семья переезжает жить в сам город.

1862 г. – В пятилетнем возрасте начинает учиться у помощника учителя-хальфа Нургали аль-Баруди в медресе дамуллы мударриса Салаха ад-дина ал-Казани при второй городской соборной мечети рядом с Сенным базаром.

1871 г. – Одновременно с учебой в медресе Баруди начинает исполнять обязанности помощника учителя в младших классах.

1875-1882 гг. – Учеба в медресе Мир-и Араб г. Бухары.

1882 г. – Возвращение Баруди в Поволжье. Назначен вторым имам-хатыбом 5-й соборной мечети Казани.

1887 г. – Совершил Хадж, посетив по пути в Мекку столицы Египта и Османской империи

1891 г. Начал масштабную реформу в возглавляемом им медресе г. Казани «Мухаммадия».

1906 г. – Участие в работе II (январь, С.-Петербург) и III (август, Нижний Новгород) Всероссийских мусульманских съездов. На III съезде мусульман России избран членом президиума, председателем комиссии по реорганизации духовного управления мусульман. Являлся членом ЦК партии «Иттифак альмуслимин» («Союз мусульман»).

Баруди начинает издание общественно-литературного журнала «Ад-дин ва аль-адаб» («Религия и воспитание»), который с перерывом в 1909-1912 гг. выходит до 1917 г. Продолжает издание научно-популярных книг из серии «Маариф исламийа» («Исламское просвещение»), в которых в простой доступной форме разъясняет основы исламской религии, комментирует хадисы и законы шариата.

1907, май Открытие при медресе краткосрочные педагогические курсы для переподготовки учителей окрестных мечетских школ.

1908, май По жалобе сторонников традиционного ислама – кадимистов арестован и по обвинению в организации несанкционированных учительских курсов и «панисламизме» выслан в Вологодскую губернию. Через четыре месяца добился разрешения провести двухлетний срок ссылки за рубежом и прибыл через Вену, Будапешт и Стамбул в Хиджаз, затем – в Сирию, где и отбыл срок ссылки.

1910, март Возвращение в г.Казань. Был восстановлен на прежней должности только через два года.

1917, май На I Всероссийском съезде мусульман в Москве избран муфтием Духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири. Возглавил Министерство духовных дел (Диния назараты) Центрального национального управления, выступал за культурно-национальную автономию мусульман Внутренней России и Сибири, отделение религии от государства.

1918, апрель После ликвидации религиозной автономии и роспуска Министерства духовных дел вместе с другими его сотрудниками выехал в г.Петропавловск Акмолинской области.

1919, март Возвращение в Уфу. Баруди продолжает выполнять обязанности муфтия.

1920, июль Тревожась за судьбу своей уникальной библиотеки, передает ее в дар Татарской Республике. Коллекция Баруди становится основой восточного фонда научной библиотеки Казанского университета имени Н.И.Лобачевского.

1921, 6 декабря Смерть в Москве, где находился по делам помощи голодающим. Похоронен на татарском кладбище г.Казани, дженазу провел его брат Салихжан хазрат.




Возврат к списку