Восьмой российский муфтий Ризаэтдин Фахретдинов

Восьмой российский муфтий Ризаэтдин Фахретдинов

1859, 4 января Рождение Ризаэтдина Фахретдиновича Фахретдинова в деревне Кичучатово Бугульминского уезда Самарской губернии, ныне Альметьевского района Республики Татарстан.

1869-1889 Р. Фахретдинов учится, а затем преподает в старометодном медресе д. Нижние Шелчелы у мударриса Габдельфаттаха Габделькаюма. В последние годы учебы Р.Фахретдинов изучает работы реформаторов-просветителей А.Курсави, Ш.Марджани, Дж.Афгани и М.Абдо.

1880 Р. Фахретдинов признан негодным к военной службе и навсегда освобожден от воинской обязанности.

1886 Поездка Р.Фахретдинова в Казань, где происходит его короткая встреча с просветителеме и мусульманским реформатором Ш.Марджани.

1887 В Казани опубликована первая работа Р.Фахретдинова, посвященная арабскому языку – «Книга по морфологии» («Китабет-тафсир»).

Р.Фахретдинов подает заявление в Духовное собрание о представлении его к должности имама, сдает экзамены и получает свидетельство, подтверждающее звание имам-хатыба и мударриса.

1887-1888 Р. Фахретдинов пишет и издает татарском языке книги по мусульманскому праву и этике, выполненные в духе джадидистских реформаторских идей: «Ки-табель-игьтибар», «Хадиятель-ляхфан», «Ат-тахрир аль-муссаффа», «Тэрбияле бала».

1888 Поездка Р.Фахретдинова в Петербург, встреча с мусульманском реформатором Джамалетдином Афгани. Р.Фахретдинов слышит слова, надолго определившие его поступки и поиски: «В улучшении и очищении мусульманского шариата наш основной долг – брать пример с уммазимми (немусульманских народов), умма Исламия (Исламская нация) еще не готова выполнить этот долг…»

1889 Р.Фахретдинов избран имам-хатибом и мударрисом д. Ильбяково Бугульминского уезда.

1889 Написание повести «Салима или Целомудрие».

1891 Переезд в Уфу, Р.Фахретдинов становится казыем Духовного собрания, на всю жизнь получая почетный титул Ризы казыя.

1897 Издание Р.Фахретдиновым с комментариями и литературной обработкой книги «Рахлате Марджани».

1898 Выпуск моралистических произведений «Воспитанная мать», «Воспитанный отец», «Воспитанное дитя», «Воспитанная женщина».

1900-1908 Выходит в свет биобиблиографическая хроника Р.Фахретдинова «Асар» («Следы»). Она создана на основе архива Духовного собрания и других источников. Хроника содержит более шестисот биографий улемов Волго-Уральского региона и не имеет равных по охвату использованных источников.

1902 Издание педагогического сочинения «Семья».

1903 Издание Р. Фахретдиновым с комментариями «Путешествие Исмагила».

Написание повести «Асма, или Проступок и наказание».

1905, 1-15 апреля В Уфе при Духовном собрании под председательством муфтия М.Султанова прошло заседание Общества улемов, основной доклад с предложениями реформирования муфтията по принципам, предложенным ранее Ш.Марджани сделан Р.Фахретдиновым. Р.Фахретдиновым было также предложено включить в округ Духовного собрания казахские общины Степного края.

1906 После отказа муфтия М.Султанова провести реформу Духовного собрания, Р.Фахретдинов покидает пост казыя и, по приглашению золотопромышленников братьев Рамеевых, переезжает в Оренбург.

1906-1908 Работа помощником редактора газеты «Вакыт».

1908 Р.Фахретдинов дает уничтожительную характеристику среднеазиатской схоластической школе: «У нашего народа в течение почти целого века была введена схоластика... Латиняне по причине схоластики вымерли. Греки погибли от схоластики…»

1908-1918 Работа редактором журнала «Шура» в г. Оренбурге.

1914 Издание фундаментальной работы «Дини вэ иджтимагый мэсъэлелэр» («Религиозные и общественные вопросы»), посвященного вопросам соотношения светских и религиозных основ в культуре и образовании мусульман. Основные тезисы работы во многом совпадают со взглядами мусульманского реформатора, муфтия Египта Мухаммада Абдо, стремившемуся совместить догматы ислама с особенностями современной либеральной цивилизации.

1917 Закрытие большевиками журнала «Шура» вынуждает Р. Фахретдинова возвратится в Уфу и вновь занять пост казыя Духовного собрания (избран мусульманским съездом в мае 1917 г.).

1919 В период, когда войска большевиков занимают Уфу, Р.Фахретдинов, в отличие от муфтия и других казыев, отказывается покинуть город с тем, чтобы не допустить гибели архива и библиотеки муфтията.

1923 Избрание Р.Фахретдинова на съезде духовенства муфтием Духовного управления мусульман внутренней России и Сибири.

1925 Поездка в Ленинград, участие в торжествах, посвященных 200-летию Академии наук СССР.

1926 Поездка на 1-ый Всемирный мусульманский конгресс в Мекку.

1928 Обращение в Президиум ВЦИК с письменным докладом на имя М.И. Калинина о положении ислама в СССР.

1932 Письмо Р.Фахретдинова в Академию наук СССР по вопросу уничтожения рукописного наследия тюркских народов.

1935 Отправка Р. Фахретдиновым в Академию наук СССР редких рукописных материалов с целью их сохранения.

1936, 11 апреля  Смерть в Уфе. Похоронен на городском мусульманском кладбище.

Ризаэтдин Фахретдинов – один из самых выдающихся деятелей российского мусульманства. Востоковед, ученый-энциклопедист, писатель, автор многочисленных рассказов и повестей, драматург, просветитель. Он – автор многотомной библиографической монографии «Асар» о творчестве деятелей культуры тюркских и других народов Востока, сторонник эмансипации восточных женщин, муфтий Центрального Духовного управления мусульман с 1923 года по 1936, год смерти. Вашему вниманию предлагаю свой очерк о нем.




Возврат к списку