22.11.2012
Делегация имамов
ЦДУМ России приняла участие в работе научно-практического
семинара, организованного Советом по государственно-межконфессиональным
отношениям при Президенте Республики Башкортостан совместно с БГПУ им.М.Акмуллы
и РИУ ЦДУМ России. Обсуждение темы: «Формирование миротворческой среды»
проходило в разрезе патриотического воспитания молодого поколения посредством
начального религиозного образования.
Мероприятие
стало началом научной работы по подготовке учителей воскресных школ – мектебов.
Программа рассчитана на два года и включает в себя азы педагогики дошкольного и
школьного образования. Были представлены три возможных варианта образовательной
деятельности имамов. Первый – воскресные школы на базе местной религиозной
организации. Второй – самостоятельные юридические организации (при обязательном
наличии лицензии на образовательную деятельность Министерства образования), где
учредителем может выступить опять же махалля. Третий вариант – создание
централизованными духовными управлениями среднеспециальных и высших религиозных
учебных заведений. Социальным значением мектебов является не только религиозное
образование, но и духовно-нравственное воспитание детей, создание военно-патриотических,
спортивных кружков. Преподаватель экспериментальных уроков
«духовно-нравственное воспитание школьников» Рамзия Сафина представила свой
вариант программы обучения детей основам ислама в приходских школах, как
образец создания единой учебной программы.
Говоря о путях формирования
миротворческой среды, имам-мухтасиб Белебеевского района Фархат-хазрат Хамитов
подчеркнул: «Воспитание и обучение детей должны носить семейно-школьный
характер, причем роль семьи должна быть главенствующей. Было бы результативней,
если бы сама программа воспитания и обучения детей основывалась на фундаменте,
согласно которому каждый человек должен развивать свои нравственные, физические
и умственные качества, чтобы стать полноправным членом своего этнического народа
и гражданского общества… Именно семья несет и должна нести основную нагрузку в
формировании личности, усвоении ребенком традиций своего народа и
добрососедских отношений». Он напомнил собравшимся о тех древних пластах
народной педагогики в форме различных видов устного народного творчества:
песен, сказок, легенд, былин, поговорок.
Было
подчеркнуто, что ведущее влияние на
воспитании оказывает мать, поэтому реализация задач данной темы на практике
потребует формирование курсов семейной педагогики. В частности, с
использованием опыта бабушек и дедушек, как в былые времена. Естественно, в
первое время в освоении данного вопроса семейной педагогики потребуется помощь
средств массовой информации, государства.
Религиозная
потребность в поклонении Богу изначально глубоко заложена в душе каждого
человека, однако, выбор является результатом воспитания в семье. Западная
культура призывает современного человека к свободе выбора. К сожалению, такой
подход часто приводит к деградации. Выход из невежественного состояния известен
давно – религиозное воспитание с младенческих лет.
В рамках
заявленной темы Фархат-хазрат, имеющий большой опыт религиозно-воспитательной
работы с детьми, выдвинул ряд предложений; в частности, повысить
требовательность к СМИ по части разборчивости и здравомыслия при
распространении новостей на духовные
темы, обратить внимание государства на материально-финансовое обеспечение
религиозных деятелей, особенно в низовых структурах, осуществить перевод на
русский язык трудов татарских и башкирских ученых дореволюционной России о
воспитании. Например, Каюма Насыри, Ризаэтдина Фахретдина. Особенно публикаций
о роли в воспитании человека матери.
В программе
семинара было много выступлений: проректора РИУ ЦДУМ России Рифа Якупова,
проректора по учебной работе БГПУ Алмаза Мустаева, директора центра «Развитие
мусульманского образования» Валерия Хазиева, советника председателя Совета по
государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте РБ Илюса Ахатова,
научного сотрудника отдела этнополитологии Института гуманитарных исследований
РБ Руслана Карамышева.