Выступление Верховного муфтия на III Рождественских Парламентских встречах

Выступление Верховного муфтия на III Рождественских Парламентских встречах 22.01.2015

Открытие мероприятий состоялось в Государственной Думе ФС РФ в рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений. Перед участниками выступили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и председатель Госдумы Сергей Нарышкин. Парламентские встречи – одно из ключевых событий Чтений, которые проводятся в третий раз и будут посвящены актуальным темам взаимодействия Церкви и государства.

Мероприятия прошли с участием представителей всех традиционных религий России.

На круглом столе «Церковь, государство и общество: задачи XXI века» Шейх-уль-Ислам Талгат Сафа Таджуддин зачитал свой доклад «Религия и задачи консолидации российского общества»:

 

بسم الله الرحمن الرحيم

Уважаемые Ваши Блаженства, досточтимые иерархи Русской Православной Церкви и представители других религиозных конфессий!

Глубокоуважаемые участники нашего круглого стола!

С чувством большой радости приветствую вас общим для всех традиционных вероисповеданий нашего Отечества приветствием – «Мир Вам, милость Всевышнего и Его благословения», которое в устах российских мусульман звучит как хорошо всем известное:

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

От имени Центрального духовного управления мусульман России и от себя лично выражаю глубокую признательность Русской Православной Церкви и лично его Святейшеству Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу за любезное приглашение нам – представителям многомиллионной мусульманской общины России – принять участие в XXIII январских Международных Рождественских образовательных чтениях, которые в нынешнем, только что начавшемся 2015 году счастливо совпали со светлым праздником Рождества Иисуса Христа и с благословенным месяцем раби-уль-авваль – месяцем рождения Посланника Аллаха Мухаммада (мир им), пришедшими в этот мир, чтобы засвидетельствовать и закрепить то, что несли все предшествовавшие им Божьи Посланники и Пророки людям: Уверовал Посланник в то, что ниспослано ему от Господа его, и верующие. Все уверовали в Бога, и Его ангелов, и Его писания, и Его посланников. «Не различаем мы между кем бы то ни было из Его посланников» – читаем мы во 2-й главе Священного Корана – аят 285.

В свете этого основополагающего аята становится особенно понятным великий, на все времена, завет Пророка Мухаммада (мир ему), говорившего: «Мы, Посланники Божии и Пророки – сыновья разных матерей, но Вера у нас одна!» А также его путеводный наказ о поддержании теснейшего братского сотрудничества мусульман и христиан в неколебимом противостоянии Антихристу-Даджалу в канун ожидаемого нами второго пришествия Иисуса Христа в этот мир.

Но такое братское сотрудничество не рождается за один день. Оно может быть успешным только в том случае, если оказывается плодом длительного позитивного взаимодействия между последователями самых различных вероисповеданий – вообще, а применительно к России – прежде всего между христианами, мусульманами и последователями других традиционных для нашей Родины религий.

Для всех нас, без исключения, с наступлением XXI века на первый план выдвигается по существу одна и та же главная задача – задача осуществления нашей новой социализации в обновляющемся многонациональном и многоконфессиональном Российском Обществе. Суть ее применительно к российским мусульманам была четко сформулирована в памятном выступлении нашего Президента Владимира Владимировича Путина в октябре 2013 года в Уфе на всероссийских торжествах, посвященных празднованию 225-летия Центрального духовного управления мусульман России.

«Новая социализация ислама, – отметил он, – должна рассматриваться как развитие традиционного мусульманского образа жизни, мышления, взглядов в соответствии с современной социальной действительностью, в противовес идеологии радикалов, сталкивающих верующих в средневековье».

«Попыткам разделения, – подчеркнул в этой связи Владимир Владимирович, – необходимо противопоставить верность российских мусульман своим историческим традициям, партнерские отношения с представителями других религий, прежде всего с Русской Православной Церковью».

Нетрудно увидеть, что задачи, обозначенные Владимиром Владимировичем применительно к мусульманам, по сути своей оказываются сегодня универсальными задачами для всех традиционных конфессий нашего Отечества, и потому для их успешного решения необходимо упрочение между нами партнерских взаимоотношений, обмен опытом и взаимная поддержка.

Мы, российские мусульмане, к этому не просто полностью готовы, но, думаю, не преувеличу, если скажу, что идем в первых рядах такого в высшей степени плодотворного сотрудничества. Оно успешно налажено у нас на всех уровнях и дает замечательные результаты, главным из которых является, конечно же, упрочение основ нашей Отчизны как страны-цивилизации – по выражению его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

«Россия, – сказал он на открытии XVII Всемирного русского народного собора, – это страна-цивилизация, со своим собственным набором ценностей, своими закономерностями общественного развития, своей моделью социума и государства, своей системой исторических и духовных координат».

При этом подчеркнул он: «Ценность любой цивилизации – не в том, во сколько миллиардов долларов оценивается ее совокупный продукт за истекший год, и не в том, сколько у нее приверженцев на сегодняшний день. Ценность любой цивилизации – в том, что она несет человечеству».

С наступлением XXI века, в особенности, с признанием странами Западной Европы краха мультикультуризма стало особенно очевидным, что наша великая Отчизна несет уникальный опыт возможности успешного цивилизационного строительства на основе позитивного исторического взаимодействия различных народов и их религий в течении многих веков истории нашей необъятной Родины.

Всевышнему Создателю было угодно собрать в пределах нашего государства самые различные народы и верования, которые вместе, на протяжении многих и многих столетий, строили и обустраивали его, и потому для всех народов, укорененных в нашей общей Отчизне – России, одинаково священен и дорог великий исторический путь, пройденный ею.

Наша общая задача и священный долг – восстановить его и гармонизировать, применительно к объективным условиям XXI века, опираясь на все более четкое осознание россиянами, принадлежащим к разным религиозным традициям, того непреложного факта, что между нами сохраняется и укрепляется великая бесценная общность, дающая нам, по выражению Его Святейшества Патриарха Кирилла, «точку опоры в этом мятущемся и быстротекущем историческом процессе».

Я пользуюсь замечательной возможностью выразить Его Святейшеству по этому поводу сердечную признательность за его неустанные труды, направленные на всемерную консолидацию нашего Российского Общества через объединяющие всех нас цели и задачи в непростых условиях современных вызовов и угроз, во многом, если не в главном, связанных с тем, что мы еще далеко не преодолели тяжелейшее наследие воинствующего атеизма, которое в течение долгих семидесяти с лишним лет минувшего XX века держало в своем безжалостном плену все наше Отечество, заносчиво и грубо объявив религию не просто никчемным, неважным делом, но делом вредным и подрывным, даже «опиумом для народа».

Драматичные итоги тотальной войны против религии составляют, несомненно, одну из самых тяжелых сторон коммунистического наследия, доставшегося как России, так и всем другим государствам, образовавшимся на территориях бывшего СССР.

Конечно! – за двадцать с лишним минувших лет со времени его распада выросло целое новое поколение. Но! – остается бесспорным фактом, что подавляющее большинство населения по-прежнему составляют те, кто рос и целенаправленно воспитывался и, признаем честно, во многом воспитался в духе циничного отрицания религии, в духе презрительно-глумливого отношения к ней и к верующим, неизбежно развращает людей своей абсолютной безнаказанностью.

Такое отношение к религии, вбивавшееся в массовое общественное сознание на протяжении жизни более чем трех поколений, к великому сожалению, не прошло, да и не могло пройти даром – оно впиталось, что называется, в плоть и кровь миллионов и миллионов и сохраняется так или иначе в душах и головах, готово проявляться и, как мы все хорошо знаем, проявляется с большей или меньшей остротой на практике, заражая и новые поколения. Ведь до сих пор верующие в глазах многих наших соотечественников оказываются асоциальными изгоями, людьми «больными на голову», которых, в лучшем случае, можно только пожалеть.

И разве допустимо в таких условиях безапелляционно заявлять о том, что наша страна, решительно ставящая заслон перед нетерпимостью в отношении религий и верующих, перестает быть современным государством и скатывается, мол, к средневековому мракобесию?! 

Тем, кто не в состоянии учитывать конкретных условий исторического развития нашего Отечества в бесчеловечную эпоху воинствующего и беспощадного атеизма, или, что особенно возмутительно, сознательно не хочет делать этого, кто и сегодня по-прежнему продолжает провоцировать последователей традиционных конфессий – иудеев, христиан, мусульман – наглым оскорблением наших святынь, уместно напомнить, например, как еще два года назад реагировал Президент Обама на скандальный фильм «Невинность мусульман». Выступая с высокой трибуны Генеральной Ассамблеи ООН, он сделал тогда вполне четкое заявление о том, что фильм этот является оскорблением не для одних только мусульман, но и для миллионов граждан США в целом, причем, тогда же еще верно признал, что нетерпимость к другим религиям является формой насилия!

Однако, к большому сожалению, общие выводы из случившегося американский президент сделал прямо-таки ошарашивающие, когда сказал, что не может запретить этот фильм, поскольку не может нарушить свободу слова.

То есть у американского президента получилось, что препятствием для «свободы слова» не может служить ни публичное оскорбление целой страны и миллионов ее граждан, которое оно несет с собой, ни «насилие», которым, по его же собственному признанию, оно является по существу.

Мы, российские мусульмане, решительно отвергаем насилие, экстремизм, терроризм в любой форме, а так же подобный подход. Наша позиция, в частности, полностью солидарна с общей позицией Русской Православной Церкви и Межрелигиозного совета России, решительно отвергающей любые попытки представлять факты кощунства, святотатства, издевательства над святынями как якобы законное проявление человеческой свободы, как то, что должно защищаться в современном обществе.

Мы неустанно молим Всевышнего Создателя и Господа нашего, дабы Он ограждал нас всех – наш народ, нашу молодежь – от дьявольских искушений, соблазнов и внушений, чтобы мы были стойкими перед этими кощунственными провокациями по противопоставлению народов и цивилизаций, традиционных конфессий мира друг другу, разрушению мира и взаимопонимания Божественной гармонии жизни на Земле! В этот год, славной 70-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне над вероломным врагом – германским фашизмом и его приспешниками, тщетно пытавшимся поработить нашу Родину, мы россияне, в единстве и сплоченности, в братском сотрудничестве уповая на великий Промысел, Помощь и Покровительство Господа миров, еще более неустанно должны вносить духовные и телесные силы, стойкость и мужество в святое дело исполнения заветных надежд на духовно-нравственное и державное возрождение и процветание нашей великой, Богом хранимой Отчизны – России в добрый и благодатный пример народам мира!

إن الله لا يغير ما بقوم حتى يغيروا ما بأنفسهم

Спасибо за внимание!

والسلام عليكم ورحمة الله وبركاته


Возврат к списку






Версия для ПК