Экспертный и Правозащитный центры ВРНС выступили с инициативой, направленной на укрепление межрелигиозного мираРоман Силантьев: «Всероссийские амбиции муфтиятов. Исламские организации начали передел Крыма и Сибири»Исламовед считает странным желание муфтия Гайнутдина переименовать свою организацию в ДУМ РоссииРелигиозным образованием в Крыму должны заниматься проверенные мусульманские организации – исламоведПришло время объявить тотальную войну ваххабизму – исламоведПричиной многих межнациональных конфликтов является переизбыток толерантности – экспертВоюющим в Сирии россиянам нужно закрыть доступ на родину, считает экспертТатарстан – уже в пятерке «горячих» регионов страныИсламовед прогнозирует значительное ускорение оттока общин из Совета муфтиев в ЦДУМ РоссииРелигиовед опроверг причастность к запрету перевода КоранаИзвестный исламовед предлагает создать «белый список» мусульманских книгИсламовед Р.Силантьев удивлен предостережением казанскому коллегеАвгустовская война в муфтиятах. Одни исламские объединения теряют и приобретают лидеров, другие – общиныКак начинаются межнациональные конфликтыЗа прошедший после казанского теракта год террористическая угроза в России заметно снизилась – исламоведИсламовед призывает ужесточить наказание за экстремизм в РоссииВ честь 225-летия ЦДУМ России будет издана книга о Совете муфтиев РоссииУмма со смещенным центромВыпускники исламского вуза Москвы не хотят работать по специальностиУправление мусульман Кавказа одержало победу над Советом муфтиев в консолидации мусульман СНГ, считает исламоведМнение эксперта о событиях в СирииВаххабитам нужна вся странаСъезд ЦДУМ России стал самым представительным собранием мусульман России в новейший период - исламовед

Р.Силантьев: «Считать ли ваххабитов мусульманами?»

Р.Силантьев: «Считать ли ваххабитов мусульманами?» 25.04.2013

Нашумевшее высказывание протодьякона в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал известный российский религиовед, исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора, кандидат исторических наук Роман Силантьев:

– Насчет того, имеет ли терроризм национальность, даже спорить не с чем. У нас сейчас в России террористов русской и украинской национальности – новообращенных ваххабитов – больше, чем чеченцев, которые когда-то плотно ассоциировались с терроризмом. Так что то, что терроризм как явление не имеет национальности, – вещь, в общем-то, совершенно очевидная. Террористы сами по себе, конечно же, имеют национальность, поскольку в принципе непонятна технология лишения их национальности: у нас не существует никаких соответствующих правовых механизмов. Однако мы видим, что лишь только в России терроризм представлен десятками национальностей. Мы никак не можем говорить, что у нас 90% террористов принадлежат к какому-то одному этносу, это неправда. К сожалению, этническое разнообразие в этой среде велико в России, а в мире оно еще больше. Это факт. Так что согласиться с первым аргументом решительно невозможно.

Также есть и такое расхожее мнение, что «не все мусульмане – террористы, но все террористы – мусульмане». Однако все дело в том, что по вероисповеданию террористы действительно имеют определенную идентичность, но она восходит к ваххабизму, а не к традиционному исламу как таковому. То есть подавляющее большинство современных террористов – ваххабиты. А вот считать ли ваххабитов мусульманами – большой вопрос. У самих мусульман нет общей точки зрения на этот счет, но те мусульмане, которые являются союзниками христиан, настаивают на том, что ваххабиты не являются мусульманами и они не несут ответственности за их деятельность. Они сильно обижаются, когда им говорят подобного рода вещи. Они совершенно логично уточняют, что ваххабиты убивают в основном как раз мусульман, в том числе традиционных. И смешивать ваххабитов с последователями традиционного ислама – все равно что смешивать германских фашистов и антифашистов, говоря: «Все вы – проклятые немцы». Это, мягко говоря, неправильно. Да, большинство фашистов были немцами, но, тем не менее, были и немцы-антифашисты, и инкриминировать антифашистам преступления фашистов, на мой взгляд, совсем неразумно.

В христианстве, например, были секты, в том числе весьма агрессивного характера – табориты, анабаптисты, пуритане и много кто еще. И Русская православная церковь, разумеется, никакой ответственности за них не несет. И если вы скажете православному человеку, что, мол, «вы, христиане, в лице таборитов массово вырезали людей», любой нормальный православный разумно ответит: «А при чем здесь мы?» Любой православный возмутится, когда его Церковь обвинят в преступлениях протестантских сект. Вот и традиционные мусульмане возмущаются, когда их смешивают с ваххабитскими террористами.

Мне кажется, что подобные обобщения оскорбляют союзников христиан в лице мусульман. Они спрашивают нас, православных: «Зачем вы бьете нас в спину, когда мы и так находимся на переднем краю борьбы? Нас постоянно убивают, гибнут наши духовные лидеры от рук террористов-ваххабитов... Вы зачем нас отождествляете с нашими лютыми врагами?» И, честно говоря, трудно ответить им, почему так происходит. Разумеется, высказанная о. Андреем позиция не есть позиция Русской православной церкви. И я хотел бы обратиться к нему с просьбой не оскорблять друзей православных, потому что и мне, и моим коллегам потом чрезвычайно сложно объяснять, почему мы на самом деле бьем их в спину.


Возврат к списку






Версия для ПК