Мечеть «Тауба» начала строиться к 1100-летию официального и добровольного принятия Ислама Булгарским государством в 1989 году. Название мечети явилось выражением воли народа, желающего вернуться к религии предков, покаявшись и уверовав в Единого Аллаhа.
Широких просторов Чулман Иделя, с въезда в Набережные Челны (Республика Татарстан), с главной городской улицы – «Тауба» органично вписывается в окружающую застройку, одновременно оставаясь архитектурной доминантой. По выразительности архитектуры, качеству строительно-монтажных и монументально-художественных работ, а также по величине и набору необходимых помещений, технической оснащенности мечеть является уникальным сооружением культового назначения, построенным в XX столетии в Поволжье. Вместимость здания – 500 человек, в том числе зал для совершения намазов на 350 человек и конференц-зал на 150 посадочных мест. Общая площадь 1,3 тыс.м². Территория мечети площадью 0,8 га огорожена ажурной металлической оградой по авторским эскизам в технике стального литья. Наружная отделка представляет собой шлифованный светлый известняк и травертин в сочетании с полированным гранитом. Керамические мозаичные панно минарета, классические витражи из литого цветного стекла выполнены в национальных традициях монументального и декоративно-прикладного искусства.
Здание завершает 53-х метровый минарет с позолоченным полумесяцем, на котором серебряными буквами написано: «Ля илаха иллаллах, Мухаммад расулаллах». Кроме того, на фасадах и в оформлении интерьера молельного зала присутствуют 99 собственных имен Всевышнего Аллаhа. Зал имеет прекрасную акустику, оборудован системой кондиционирования воздуха и поэтому очень комфортабелен.
Удобная планировка позволяет одновременно проводить различные мероприятия, совещания, организовать учебный процесс. Кроме того, мечеть используется как административное здание управления мусульман (мухтасибат).
Идейным вдохновителем, консультантом и духовным руководителем возведения мечети был Шейх-уль-Ислам, Верховный муфтий, Председатель ЦДУМ России Талгат Сафа Таджуддин. Храм строился на добровольные пожертвования верующих, благотворительные взносы городских организаций. Не остались в стороне бизнесмены и власти города. Четвертую часть стоимости всего строительства финансировало Центральное духовное управление мусульман России.