09.11.2016
9-10 ноября 2016 года в Уфе проходит IX Международная научно-практическая конференция «Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века». В этом году традиционный форум посвящен 110-летию медресе «Галия». В столицу республики приехали более 150 гостей из разных регионов России, а также Марокко, Египта, Малайзии, Ирака, Иордании, Туниса и Турции.
В рамках конференции проходит ряд секционных заседаний: «Перспективы исламского образования в мире», «Духовно-нравственные ценности традиционного российского ислама в поликультурном обществе», «Государственно-конфессиональные отношения: конструктивный опыт регионов», «Ислам и молодежь: актуальные вопросы воспитания и социализации».
От имени руководителя региона участников приветствовал председатель Совета по государственно-конфессиональным отношениям при Главе Башкортостана Вячеслав Пятков. Он подчеркнул, что в республике совместными усилиями Российского исламского университета ЦДУМ России и Башгоспедуниверситета ведется активная исследовательская работа, объединяющая многовековой опыт исламского образования и современной педагогики.
По приглашению организаторов Глава Башкортостанской Митрополии, Управляющий Уфимской епархией РПЦ (МП), Митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон посетил форум и выступил на нем с докладом: «Актуальные черты исламского образования и перспективы его развития в Республике Башкортостан»:
Уважаемый Шейх-уль-Ислам, Верховный муфтий, Председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Сафа Таджуддин!
Уважаемый Раиль Мирваевич!
Уважаемый Вячеслав Петрович!
Уважаемые гости и участники конференции, дорогие братья и сестры!
Искренне рад вас приветствовать на этом мероприятии!
Совершенное благо для любого человека – образование. Само слово «образование» уходит корнями в славянский язык и происходит от слова «образ». Считалось, что в процессе получения знаний человек должен уподобляться Образу Божьему. Такие знания и умения несут всему миру только добро. Человек в силу своего греховного естества научился сильно искажать Образ Божий в процессе поисков новых знаний.
Современная наука имеет научную этику, которая содержит в себе моральные принципы. Ученый исследователь не должен искажать истину, не должен использовать научные открытия в корыстных целях и, самое главное, не должен заниматься поиском и использованием знаний, которые ведут к разрушению. Приведу пример из сферы моего светского медицинского образования: ученые врачи могут в лаборатории найти лекарство от неизлечимой болезни, а могут, в той же лаборатории, изобрести биологическое оружие. Настоящий ученый будет своими трудами бороться за жизнь и здоровье человека.
Исламское образование в нашем регионе занимает значимое место, и оно просто необходимо по многим причинам. Некоторые из них мы сейчас рассмотрим.
Как говорил Святейший Патриарх Кирилл во время своего визита в Уфу летом этого года: «Если в нашей жизни нет Божественного света, нам очень легко сбиться с пути. Достаточно воздействовать силой убеждения, силой пропаганды, модой, общественными вкусами, политической волей, чем угодно, и человек может с легкостью изменить траекторию своего жизненного пути под влиянием внешних обстоятельств». В нашей республике всегда подлинными маяками на жизненном пути человека были учения традиционных конфессий: ислама и православия. Традиционные ценности несут только традиционные религии. И это нас объединяет. Святейший Патриарх Кирилл подписывает письмо об ограничении абортов, Талгат Сафич тут же его поддерживает. Человеческая жизнь у нас считается абсолютной ценностью.
Как нам известно из трудов Заки Валиди, тюркские народы, которые жили в этих местностях, очень давно приняли ислам. И надо отметить, задолго до вхождения башкир в Московское царство. Соответственно исламское образование появилось в нашем регионе тоже очень давно. Также известно, что знаменитый просветитель башкир Мифтахетдин Акмулла, в честь которого назван Башкирский государственный педагогический университет, учился в медресе и получил прекрасное всестороннее образование для своего времени. Эти и многие другие примеры доказывают, что исламское образование уходит глубоко корнями в нашу историю.
Актуально ли оно сегодня? Да, актуально!
Как неоднократно заявлял наш президент, некоторые люди специально исказили идеи величайших мировых религий. К чему это привело, мы каждый день слышим из выпусков новостей. И эта проблема не где-то далеко от наших государственных границ. Экстремистская проповедь просачивается в дома наших соседей. Как можно убедить человека, что убийство другого человека, не разделяющего твои взгляды, угодно Богу?! Благодатной почвой для таких лукавых семян является невежество! Как бороться с невежеством? Просвещением. Исламское образование в этом плане – жесткая необходимость, продиктованная самим временем. Человек, познающий Бога, никогда не преступит закона: не убьет, не украдет и т.д.
Мы вновь встречаем содействие наших конфессий. Мы – сторонники не только изучения религий в религиозных образовательных учреждениях, но и в светских вузах. Мы с вами является свидетелями того, как происходит становление развития высшего образования по направлению «Теология». Официальное признание государством теологии – большое продвижение. Только лишь 30 мая этого года приказом Министерства образования и науки Российской Федерации создан объединенный диссертационный совет «пo защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по научной специальности «Теология»». Это победа религиозного образования в борьбе за признание!
В нашем регионе так же неоднозначно складывается ситуация с введением в школьную практику ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики). Для региона, в котором традиционными конфессиями являются православие и ислам, мы наблюдаем крайне низкий процент родителей, которые желают, чтобы их дети изучали основы православной культуры и основы исламской культуры.
На сегодняшний день вопросы духовно-нравственного образования и воспитания растущего поколения как никогда актуальны. Поскольку они выполняли и выполняют задачу вырастить молодое поколение добрым, честным и трудолюбивым.
Перед нами стоит явная проблема отсутствия необходимой доли духовно-нравственного воспитания у подрастающего поколения. Это касается каждого человека в отдельности и всего общества в целом. К примеру, возьмем экономику. Если в ней утрачены этические нормы хозяйствования и предпринимательства, очень многое из того, что происходит, не соответствует интересам государства и его народа.
Школа занимает особое место в образовании, как один из важнейших институтов формирования личности. В нее приходит ребенок, а заканчивает уже достаточно взрослый, хотя и молодой, человек, с вполне определившейся системой ценностей и жизненных установок, которые в дальнейшем редко меняются кардинально. Школа в процессе обучения не только передает учащемуся накопленные человечеством знания, представления, методы научного познания и творческого поиска, но через преподаваемые дисциплины формирует его внутренний мир.
Известно, что российская школа в настоящее время претерпевает серьезные изменения, и очень важно, чтобы результатом этих изменений стало ее реальное усовершенствование. То есть не только рост качества образования, обеспечения компьютерами школ и улучшения положения педагогов, повышения их социального статуса, но и усиление воспитательной роли школы. В связи с этим стоит задача не столько критики современной системы образования, сколько поисков конкретных предложений и мер по утверждению лучших традиций отечественной педагогики в российской школе XXI века.
Не может не беспокоить излишняя ориентация на западные системы образования, которая играет порой доминирующую роль в реформах современной российской школы. И дело не только в том, что прагматизм и функциональный подход к образованию, когда в учебный план ставятся те предметы, которые способны обеспечить хорошую карьеру или материальное благополучие, могут губительно сказаться на общем образовательном уровне россиян. Дело в том, что бездуховность и отсутствие нравственного подхода в процессе преподавания способны уничтожить наш народ.
Нормальная жизнь людей всегда базируется на историческом опыте, на прошлом народа. Опыт предыдущих поколений – и положительный, и отрицательный – дан как маяк в деле созидания будущего. Он позволяет увидеть в исторической перспективе те непреходящие ценности, которые являются базисными для народа, и те шаги, которые подобно подводным рифам таят в себе опасность разрушения и гибели.
Основным принципом религиозного образования является единство обучения и духовно-нравственного воспитания. Из этого принципа проистекают вековые традиции отечественной педагогики, которая всегда имела устремленность к идеалам святости и высокий нравственный потенциал. Даже после отделения школы от Церкви и установления атеистической власти в нашей стране процесс обучения неразрывно был связан с воспитанием высоких нравственных качеств.
Не так давно молодым поколением религия воспринималась лишь как система всевозможных запретов и ограничений. В то время как настоящая вера – это не свод запретов, а норма жизни. Знакомство молодого человека с вероучением не должно сводиться к запретам, молодежи необходимо показать красоту традиционной веры, привести ее к осознанию того, что если и предпринимаются ограничения, то не как самоцель, а ради достижения и хранения этой красоты. Ликвидация духовной безграмотности будет способствовать обретению смысла жизни молодыми людьми, разрешению их внутренних противоречий, что, в конечном итоге, приведет к врачеванию социальных недугов. Например, человек, имеющий исламское мировоззрение, не испытывает никакой социальной ненависти или нетерпимости, в том числе религиозной или национальной. Вот почему сегодня важно сохранить тот духовный стержень, который всегда присутствовал в образовании России, особенно религиозном.
Спасибо за внимание!
Вам мое благословение на плодотворные труды на этой конференции!