Подведены результаты первого этапа олимпиады «Ноша правоведов»Студенты РИУ ЦДУМ России встретились с полковым имамомВ г.Хабаровск прошли выездные курсы повышения квалификации для сотрудников мусульманских религиозных организаций РИУ ЦДУМ России расширяет межуниверситетское сотрудничествоВ медресе «Нуруль Ислам» ЦДУМ России прошли занятия для имамовСтуденты РИУ ЦДУМ России отчитались о практикеРИУ ЦДУМ России организовал выездные курсы в Чишминском районе РБПреподаватели и студенты РИУ ЦДУМ России активно участвуют в международных форумахАспиранты из РИУ ЦДУМ России завершили учебуРИУ ЦДУМ России и БИА провели онлайн-семинарНа вечернем отделении РИУ ЦДУМ России отметили День рождения Пророка Мухаммада (с.а.с.)В РИУ ЦДУМ России отметили «Маулид ан-Наби»Сотрудники и студенты РИУ ЦДУМ России приняли участие в круглом столе «Благо искренности»В РИУ ЦДУМ России прошел первый семинар «Методология научного исследования»Преподаватели РИУ ЦДУМ России завершили работу над диссертациямиВ Российском исламском университете ЦДУМ России начался новый учебный годПреподаватели РИУ ЦДУМ России приняли участие в VII Болгарских чтенияхРектор РИУ ЦДУМ России выступил перед участниками V Международного Болгарского форума «Богословское наследие мусульман России»Рустем Азаматов выступил с докладом по исламскому правуСтудентки РИУ ЦДУМ России провели исследование роли платка в жизни женщиныВ РИУ ЦДУМ России прошел открытый урок, посвященный дореволюционным мусульманским деятелям БашкортостанаСотрудники и студенты РИУ ЦДУМ России приняли участие в мероприятии, посвященном Зие КамалиСостоялась защита выпускных квалификационных работ студентов очно-заочной формы обучения РИУ ЦДУМ РоссииШакирды РИУ ЦДУМ России расширяют свой кругозорСтуденты РИУ ЦДУМ России приняли участие в конференции «Волжская Булгария и Ислам. Одиннадцать веков истории»С Днем знаний!Руководство РИУ ЦДУМ России поддержало беженцев из ЛНР и ДНРПреподаватели и студенты РИУ ЦДУМ России углубили свои знания благодаря научно-практическому семинару, организованному Исламской организацией по вопросам образования, науки и культуры (ИСЕСКО)Олимпиада выявила сильнейшихВ РИУ ЦДУМ России прошла «Неделя арабского языка» В Российском исламском университете ЦДУМ России состоялась спартакиада В Уфе прошли межконфессиональные «Лыжные старты – 2022»В г.Уфа состоялось совещание «Проблемы и перспективы развития среднего исламского профессионального образования в России»Студенты РИУ ЦДУМ России проводят ифтарыВ старейшем духовном центре страны прошло совещание, посвященное формированию Болгарского научно-образовательного кластераВ г.Уфа прошло совещание «Проблемы повышения эффективности системы высшего исламского образования в России» В столице Башкортостана проходят мероприятия в честь праздника «Маулид ан-Наби»Ректор РИУ ЦДУМ России Артур Сулейманов принял участие во Всероссийской научно-практической конференции «Ислам о гражданском долге и патриотизме»Перед студентами РИУ ЦДУМ России выступил полковой священник Хамза Хафизов

Анатолий Вылегжанин: мы движемся к вертикали «медресе-институт-академия»

Анатолий Вылегжанин: мы движемся к вертикали «медресе-институт-академия» 23.01.2024

В Уфе на площадке Российского исламского университета прошло совещание, посвященное теме под названием «Проблемы повышения эффективности системы высшего исламского образования в России». Традиционно руководство страны уделяет большое внимание развитию отечественной школы мусульманского религиозного образования. Заседание в Уфе прошло под руководством заместителя начальника Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике Анатолия Вылегжанина. Содействие в его проведении оказал Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. Директор Фонда Михаил Грязнов принял участие в совещании наряду с ректорами вузов, представителями федеральной власти, Совета по исламскому образованию и руководителями муфтиятов.

В рамках заседания были подведены итоги 2023 года и разработан план работы Совета по исламскому образованию на 2024 год. По словам Анатолия Вылегжанина, настало время для системной работы в рамках разработанных критериев анализа эффективности исламских вузов. Представитель Кремля подчеркнул, что ориентировочно до лета планируется отшлифовать критерии и уже в 4 квартале 2024 года использовать их для составления рейтинга исламских вузов.

С результатами мониторинга деятельности мусульманских образовательных организаций России коллег ознакомил председатель Совета по исламскому образованию, ректор РИИ и КИУ Рафик Мухаметшин. Он напомнил, что обсуждению методологии оценки были посвящены встречи на Кавказе и в Казани. Сам же мониторинг прошел в ноябре-декабре 2023 года.

«Есть базовые параметры, которыми должен соответствовать любой вуз, есть моменты, касающиеся качества образования. Наш мониторинг – это пока пилотный, но уже очень востребованный проект. Наше государство заинтересовано в эффективной работе исламских учебных заведений», – заверил Мухаметшин.

В частности, среди критериев оценки исламского вуза значатся такие пункты, как рынок труда, качество реализации образовательных программ, наличие лицензии и государственной аккредитации по теологии, эффективное взаимодействие с работодателем, качество финансового менеджмента, грантовое финансирование, научно-методическая и воспитательная деятельность, международной сотрудничество, кадровое обеспечение исламских вузов. К сожалению, по множеству пунктов есть недоработки.

«Участниками мониторинга стали 11 вузов исламских вузов. Мы выявили множество проблем. К примеру, Министерство образования и науки РФ очень большое внимание уделяет тому, сколько абитуриентов поступает на 1 курс и сколько из них стали выпускниками, сколько довели до выпуска. Здесь нам всем есть, над чем работать. Что касается грантовой истории, то здесь вообще практически не ведется работа. В направлении международного сотрудничества выгодно отличается Болгарская исламская академия, но важно помнить, что это не только подписание соглашений, но реализация совместных программ, научных изысканий, то есть полноценная системная работа», – добавил директор СОИ.

В свою очередь Верховный муфтий, Председатель ЦДУМ России Талгат Таджуддин напомнил собравшимся историю создания Российского исламского университета, который распахнул свои двери в 1989 году в столице Башкирии.

«Наши студенты начинали в сложных условиях: и занимались, и жили в мечети. Постепенно медресе выросло в исламский институт, а затем в университет. Ни в одной стране мира такого не было, чтобы за 15-20 лет построили 7,5 тысяч мечетей. Россия показывает изумительный пример духовно-нравственного возрождения. Сейчас мы видим огромное внимание со стороны государства, от Президента, его Администрации и Управления по внутренней политике. Результаты деятельности Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования видны всем. Без такой заботы не было бы никакого возрождения исламского образования», – отметил Таджуддин.

Передавая слово ректору Болгарской исламской академии, Анатолий Вылегжанин отметил, что сегодня БИА по праву является флагманом в сфере исламского образования. Фархат Хуснутдинов, в свою очередь, отметил продуктивную работу Совета по исламскому образованию, в том числе в сфере разработки критериев эффективности исламских вузов и проведения мониторинга образовательных организаций.

«Составленный по итогам мониторинга рейтинг исламских вузов – это отправная точка для переосмысления нашей работы. Вместе с тем фиксация персональных результатов дает определенное представление о сильных и слабых сторонах нашей деятельности. Также представленный анализ дает возможность рассмотреть состояние высшего исламского образования и выработать предложение по совершенствованию», – подчеркнул ректор Академии.

Анализируя результаты мониторинга, Фархат Хуснутдинов указал на важность обеспечения вузов квалифицированными кадрами, в том числе в области администрирования и методического сопровождения научно-образовательного процесса. Данное предложение поддержал Анатолий Вылегжанинин, который поставил задачу разработать методический образовательный курс для сотрудников и преподавателей высших исламских учебных заведений.

«Что касается повышения эффективности самой образовательной системы, то здесь особый интерес представляет кластерный подход, реализуемый в рамках развития Болгарского научно-образовательного кластера. Здесь важна и поддержка органов государственной власти федерального и регионального уровня», – заключил Фархат Хуснутдинов, отметив особое внимание на кластерском подходе.

Помимо вопроса о доработке критериев оценки эффективности исламских вузов было предложено сделать акцент на улучшение программ обучения, повышение квалификации преподавателей, а также создание единой стратегии развития системы высшего исламского образования в России.


Возврат к списку






Версия для ПК